Экономика и жизнь,
25 сентября 1996 г.
Как должно финансироваться здравоохранение 557 просмотров
Экономические трудности последних лет, проведение рыночных реформ обусловили необходимость изменения порядка финансирования нужд здравоохранения. Сейчас медленно и неравномерно происходит переход к бюджетно-страховой медицине.
Отчетные данные по системе обязательного медицинского страхования (ОМС), информационные материалы различных министерств за 1995 год убедительно доказывают, что в условиях экономического кризиса поэтапное введение в Российской Федерации обязательного медицинского страхования было своевременной и стабилизирующей мерой, позволившей выжить здравоохранению как отрасли.
Желаемое …
Практическая реализация в 1994 году Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 года позволила сгладить остроту кризисных проявлений в здравоохранении и в основном сохранить в необходимом объеме привычную для населения доступную и бесплатную медицинскую помощь. Однако не все идет так гладко, как хотелось бы. Трудность состоит не только в крайне недостаточном финансовом обеспечении системы ОМС, но и в игнорировании реформ и откровенном неисполнении Закона о медицинском страховании со стороны местных органов управления здравоохранения и администраций некоторых субъектов Российской Федерации. Правовой нигилизм и безнаказанность за невыполнение Закона и породили ту пеструю картину организации медицинского страхования и его финансового обеспечения в разных регионах страны, которую мы наблюдаем за два года широкомасштабного внедрения ОМС.
Полный учет и комплексный анализ финансовых поступлений и расходов на здравоохранение Российской Федерации по всем источникам финансирования является важнейшей методологической платформой для разработки государственной программы медицинского обеспечения населения страны, неотъемлемой составной частью которой должна быть базовая программа ОМС. Расходы на здравоохранение (без учета средств Госсанэпиднадзора) в 1995 году составили 51,41 трлн рублей, или 345,3 тысячи рублей на одного жителя страны.
Таблица 1. Финансирование здравоохранения Российской Федерации в 1995 году*
Источник финансирования
|
Всего, трлн руб.
|
Доля в общем объеме, %
|
В расчете на 1 жителя в год, тыс руб.
|
|
33,45
|
65,1
|
224,7
|
в том числе:
|
|
|
|
— приобретение оборудования
|
1,04
|
2,0
|
7,0
|
— капитальное строительство
|
1,62
|
3,1
|
10,9
|
|
3,72
|
7,2
|
25,0
|
|
14,24
|
27,7
|
95,6
|
в том числе:
|
|
|
|
— взносов работодателей
|
8,45
|
-
|
56,7
|
— платежи местного бюджета на неработающих
|
4,05
|
-
|
27,2
|
— доходы системы ОМС за счет финансово-экономической деятельности
|
1,74
|
-
|
11,7
|
Всего
|
51,41
|
100
|
345,3
|
* Без средств Госсанэпиднадзора.
В таблице 1 представлены объем и структура финансовых расходов на здравоохранение в 1995 году. Как следует из этих данных, система ОМС (включая платежи на неработающее население) обеспечивает только 27,7 процента общих расходов. Таким образом, фактически органы здравоохранения отвечают за 72,3 процента всех расходов.
В то же время если гарантировать всему населению выполнение объема помощи по базовой программе, утвержденной постановлением Правительства РФ № 41 от 24 января 1992 года и приказом Минздрава РФ № 146 от 21 июня 1993 года, то пропорции финансовых расходов на здравоохранение должны были бы быть обратными. Иными словами, около 70 процентов средств должно поступать через систему ОМС и лишь около 30 процентов — за счет бюджета с целью финансирования медицинской помощи по четырем группам (фтизиатрия, наркология, психические и венерические болезни). При этом следует иметь в виду, что это соотношение может быть изменено в зависимости от конкретной финансовой ситуации на местах, но при безусловной гарантии объема и качества оказываемой медицинской помощи.
… и действительное
Однако на практике складывается очень пестрая картина по финансовому обеспечению здравоохранения в различных субъектах Российской Федерации.
Таблица 2. Фактическое финансирование и расчетная потребность в средствах согласно Базовой программе ОМС в 1994-1995 гг. (в трлн руб.)
|
1994 год
|
1995 год
|
Расчетная
|
Фактически
|
Расчетная
|
Фактически
|
потребность
|
всего
|
в % к потреб.
|
потребность
|
всего
|
в % к потреб.
|
1. Финансовые средства ОМС (страховые взносы и платежи за неработающих) |
20,025
|
5,350
|
26,7
|
26,84
|
14,24
|
53,1
|
2. На 1 жителя в год, тыс руб. |
136,9
|
36,2
|
-
|
183,4
|
95,6
|
-
|
В таблице 2 дан сравнительный анализ расчетной потребности и фактических расходов в России в целом для финансирования гарантируемого объема медицинской помощи по базовой программе ОМС в 1994 и 1995 годах.
Расчетная потребность определялась исходя из уровня и структуры заболеваемости и обращаемости населения за медицинской помощью. При расчетах на 1994 и 1995 годы в структуру базовой программы ОМС были внесены существенные коррективы по сравнению с приказом Минздрава РФ № 146. Даже с учетом структурных передвижек средства ОМС должны были составлять около 65 процентов всей потребности в финансировании здравоохранения. Однако жизнь показала противоположное: средств в 1995 году оказалось в два раза меньше, чем должно было быть. Так, их расчетная потребность для реализации объемов медицинской помощи по базовой программе в 1995 году составляла 26,84 трлн рублей с учетом прогнозируемой среднемесячной инфляции 2-3 процента. Фактически же в систему ОМС поступило только 53,1 процента необходимых средств.
Происходит это главным образом потому, что Закон в части обязательных платежей местных администраций в фонды ОМС на неработающих граждан выполняется крайне неудовлетворительно, а в 25 субъектах Федерации он не соблюдается и платежи не осуществляются. Сумма, приходящаяся на одного неработающего застрахованного, по различным регионам колеблется в очень широких пределах. В Чувашской Республике, где платежи за неработающих осуществлялись только в одном городе — Новочебоксарске, — 0,1 тыс рублей, а Воронежской области, где неработающих страхуют только в пяти районах, — 3,4 тыс рублей, в Белгородской области — 3,6 тыс рублей.
Таким образом, формально платежи на ОМС в этих регионах осуществляются, а фактически оказать медицинскую помощь на такие средства просто нереально. Совершенно иная картина в Самарской области, где складываются логически правильные соотношения финансовых потоков, — 244,3 тыс рублей. Поэтому упорядочение платежей на неработающих граждан, в том числе за счет необходимых структурных изменений в средствах на медицинское обеспечение населения, является наиболее актуальной проблемой прежде всего органов законодательной и исполнительной власти, системы здравоохранения и системы ОМС.
Другой не менее важной задачей формирования новых экономических отношений в здравоохранении является порядок использования средств налогоплательщиков.
Анализ финансовых потоков за 1995 год показал действенность и перспективность становления открытого регулируемого экономического механизма в отрасли.
Так, общий оборот финансовых средств в системе ОМС в 1995 году составил 15,3 трлн рублей, из них только 12,5 трлн (81,7%) составили средства налогоплательщиков (страховые взносы и платежи бюджета на неработающих граждан), 1,21 трлн (7,9%) составляли средства нормированного страхового запаса, перешедшего с предыдущего года, и 1,59 трлн рублей (10,4%) — средства, поступившие дополнительно за счет разумного ведения финансово-экономической деятельности, то есть экономических рычагов управления финансами, законодательно разрешенных фондам.
Одним словом, «дополнительно заработанные» системой деньги позволили: - полностью покрыть «собственные расходы», то есть на содержание территориальных фондов ОМС; - рассчитаться с налогами и прочими расходами; - дополнительно (к собранным 12,5 трлн рублей страховых взносов и платежей) направить на медицинскую помощь еще 960 млрд рублей.
Таким образом, на финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования населения, оплату совместных с Минздравом мероприятий, а также оплату за лечение граждан за пределами территорий медицинского страхования система ОМС сумела направить 13,46 трлн рублей, что на 7,7 процента больше, чем все средства налогоплательщиков, поступившие в 1995 году. Это является яркой иллюстрацией преимущества внедрения в отрасль нового, открытого, саморегулируемого экономического механизма по сравнению со старым, закрытым, распределительным.
Кроме того, системе ОМС удалось также сформировать нормированный страховой запас на 1996 год, правда, в несколько меньшем объеме (6,9%), чем в 1994 году.
Может возникнуть резонный вопрос, что собой представляют средства, направленные на покрытие территориальных программ и другие мероприятия, ведь это еще не денежные средства, реально поступившие в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ)? Известно, что в зависимости от применяемой организационной модели ОМС средства поступают в ЛПУ по трем каналам: непосредственно из территориальных фондов и их филиалов, через страховые медицинские организации (СМО) и от органов управления здравоохранения.
Результаты анализа движения финансовых средств системы в 1995 году свидетельствуют, что в 37 субъектах Российской Федерации из 71 территории, где активно исполняют Закон о медицинском страховании, объем финансовых средств, полученных ЛПУ, превысил взносы и платежи на ОМС в этих территориях. Произошло это как за счет рационального хозяйствования самих территориальных фондов, так и за счет субвенций федерального фонда. Колебания показателя составляют от 100,02 до 124,3 процента.
В целом же в большинстве субъектов РФ, где выполняется Закон об обязательном медицинском страховании, удельный вес средств налогоплательщиков, поступивших в ЛПУ, достаточно высокий и составляет от 94,7 процента. В 18 субъектах Федерации, где территориальные фонды собирают взносы и передают их в органы управления здравоохранения, дальнейшая судьба этих денег по официальной отчетности не может быть достоверно прослежена.
Таким образом, сегодня можно с удовлетворением констатировать, что в Российской Федерации найдены пути становления нового экономического механизма отношений в здравоохранении, основанного на принципах самофинансирования, внутрисистемного самоконтроля и самоокупаемости, то есть тех экономических рычагов, которые позволяют сочетать интересы личности, отрасли и общества в целом.
Н.КРАВЧЕНКО, руководитель Аналитического центра Федерального фонда обязательного медицинского страхования, доктор медицинских наук
Вся пресса за 25 сентября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Страховое право, Исследования, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
|
Российская газета онлайн, 18 декабря 2024 г.
«ДМС становится частью базового соцпакета»: ВСС рассказал об основных тенденциях на рынке страхования
|
|
Агентство городских новостей Москва, 18 декабря 2024 г.
Почти 3 млн полисов электронного ОСАГО продано в Москве в январе – ноябре
|
|
РБК.Татарстан, 18 декабря 2024 г.
В Татарстане снижается число уголовных дел о мошенничествах в страховании
|
|
Интерфакс, 18 декабря 2024 г.
ВСС инициировал законодательное расширение полномочий страховщиков для борьбы с мошенниками
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|